Разделы галереи

Cтатьи об искусстве

Библиотека | Cтатьи об искусстве | Сочинение по картине или очерки юных искусствоведов

Сочинение по картине или очерки юных искусствоведов



А вы когда-нибудь писали сочинение по картине? Ну, если не брать во внимание тех, кто занимается этим профессионально, то есть статьи искусствоведческие сочиняет, то таких наверно всё равно будет много. В средней школе учителя русского языка и развития речи часто проводят сочинения по картине – это важное звено программы обучения, вот только впечатления от него у всех остаются разные. И как вам? Для кого-то сочинение по картине запомнилось, как скучное, муторное, совершенно бесполезное занятие, а для меня, например, оно было самым желанным, невероятно творческим и познавательным.

Мировые шедевры изобразительного искусства не оставляют равнодушным никого – это многократно доказано, вот только как правильно начать с ними знакомство, чтобы постепенно проникнуться, во всем разобраться и понять их особую ценность? Да, не проста работа педагога, но именно от него зависит так много. Ведь, чтобы чему-либо научить – надо заинтересовать, а чтобы заинтересовать – надо найти, узнать, показать и рассказать всё только самое интересное, причем без личного азарта тут не обойтись – дети сразу разгадают безучастность, и тогда все старания будут тщетны.

Приобщить к изобразительному искусству может только тот учитель, который сам обладает обширными знаниями в этой области. Для преподавателя художественной школы такие знания являются профилирующими, ну а в общеобразовательных школах дела обстоят с ними не очень хорошо. Судя по последним исследованиям, выпускники Московского Педагогического Государственного Университета, студенты-филологи, то есть будущие учителя, ориентируются в этой области весьма неуверенно: такие художники, как Пластов, Брюллов, Поленов и Тропинин, например, известны лишь 10% учащимся. Но даже для таких сейчас есть масса методических пособий, включающих и вспомогательные тексты, и сами картины для работы, и планы бесед на уроках – было бы желание. А ведь написание сочинения по картине и сама подготовка к нему вместе с преподавателем помогают эффективно развивать речевые навыки, творческое мышление, а так же значительно расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Школьные сочинения пишут в основном по картинам русских художников XIX – XX вв., так как они наиболее близки и понятны детям. Для младших классов подбирают работы с простой композицией, не перегруженной деталями, выполненные в простом цветовом решении. Для ребят постарше выставляют работы многоплановые, сложные по цвету, часто с историческим или библейским сюжетом, целостной композицией и с непременно ярко выраженной авторской индивидуальностью. В такие работы можно всматриваться часами, чтобы не упустить ни одной важной детали, охарактеризовать мастерство художника, технику и особую творческую манеру. Однажды написав обо всем этом, картина запомнится надолго, а если еще и о художнике расскажут что-нибудь интересное, то эти знания будут не просто фрагментарными, учебными, но и лягут в основу системы личного представления искусства, а это на всю жизнь.

Как написать сочинение по картине? На первый взгляд ответ прост – описать то, что видишь: сюжет, композицию, цвета, отметив «говорящие» детали и охарактеризовав картину в целом. В школе нас просили «написать» картину словами так, чтобы тот, кто никогда не видел, мог не только представить себе ее, но и почувствовать настроение художника, ту атмосферу, созданную им на холсте, в легком отражении наших собственных эмоций, а иногда и фантазий. Ведь каждому свойственно видеть в живописи что-то близкое, пусть иногда и не существующее реально, но непременно таинственное и манящее. Такое сочинение, дополненное рассказом о художнике, – почти искусствоведческая работа, хотя педагоги скромно называют его сочинением-рассуждением или сочинением-описанием. Искусствоведческие очерки взрослых, высокообразованных людей у меня порой вызывают скуку (поистине достойных не так уж и много), а иногда и негодование (такое пишут!), а вот детских очерков почему-то не публикуют, жаль.

Айвазовский. Девятый вал 1850

Айвазовский. Девятый вал, 1850


Юный Айвазовский любил играть на скрипке, петь и рисовать самоварным углем на стенах домов, а еще он испытывал просто необыкновенную страсть к морю с рождения и до конца своих дней.


Серов. Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой), 1887

Серов. Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой), 1887


В 10 лет он уже учился рисованию и живописи у великого русского художника И.Е. Репина.

Эта работа – начало славы Серова: «В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – в этом он был новатором.


Саврасов. Грачи прилетели, 1871

Саврасов. Грачи прилетели, 1871


В детстве Саврасов зарабатывал тем, что писал небольшие пейзажи на продажу. Долго художник ждал подходящего момента, взрыва, который даст жизнь его дремлющему вдохновению. Грачи прилетели – момент настал, родился шедевр, ставший своеобразным символом России.


Суриков. Боярыня Морозова, 1886

Суриков. Боярыня Морозова, 1886


Суриков говорил, что ощущает историю по-особому, как живую реальную действительность, в этом его отношении и его собственная уникальность, как великолепного исторического живописца.

Исторический момент, запечатленный художником обрел необычайную образность, являющую собой живой, сложный, многострадальный переход наших предков из одной веры в другую.


Пластов. Юность. Утро

Пластов. Юность. Утро


«Быть только живописцем и никем более!»

Пластов никогда не писал людей, которые у него лично не вызывали никакой симпатии, а симпатичны ему были в основном простые крестьяне, труженики, поэтому он прославился, как художник, находящий вдохновение в особой поэзии сельского труда, единого с миром живой природы.



Статья подготовлена Галиной Щедриной. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

www.art-dealer.narod.ru

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney