Орнамент кочевых народов
Искусство степных кочевников распространилось от Черного моря до Байкала, примерно между VII и II вв. до н. э. Однотипность этого искусства, где основную роль играл металл, было вызвано сходством условий жизни и взаимосвязью степных племен. Так появился «звериный стиль», для которого были характерны золотые и бронзовые украшения, войлочные и кожаные изделиях. Все они украшались фигурами баранов, кабанов, оленей, горных козлов, тигров, барсов, зайцев, гусей, лебедей, орлов, пеликанов, фантастических животных и т. п., в схватке.
Изображения сцен борьбы животных, образов различных существ с человеческим лицом и звериными частями тела были очень популярны у кочевников. Ранние памятники скифского искусства указывают на сильное воздействие древневосточной цивилизации. В IV в. до н.э. на скифскую культуру начинает оказывать влияние греческое искусство. Для раннего периода скифо-сибирского «звериного стиля» была характерна замкнутость линий фигуры или нескольких фигур. Звериные изображения такого характера привели к появлению круглых блях в виде животного, свернувшегося в кольцо.
Другой характерной чертой «звериного стиля» является его повышенная функциональность. Например, лев держит в пасти птицу, изогнутая голова и шея которой служат крючком для соединения ремня.
Сочетание натурализма со стремлением к стилизации, упрощению изображения является типичным для раннего периода скифо-сибирского стиля.
В середине I тысячелетия до н. э. «звериный стиль» превращается в декоративный, в котором постепенно пропадает натурализм. Фигура животного изображается в виде набора шариков, полукругов и цилиндров; анималистическим мотивам становятся свойственны узорчатость и закручивание в сложные завитки звериных тел, соединение их в слитный ковровый орнамент.
Полное господство зооморфных сюжетов наблюдается в творчестве восточных соседей скифов — сарматов. Фигурки животных: грифонов, козлов, медведей, пантер, барсов, волков, оленей и т. п. — украшают различные вещи сарматов. Особым богатством украшений отличается конская сбруя.
Мастера «звериного стиля» часто совмещали в одном произведении все известные им художественные приемы. Но, несмотря на их яркость и насыщенность, во всем чувствуется господство единого стиля.
Сарматы являются выходцами из Ирана. Обосновались в бассейне Волги к V в. до н. э. В эпоху великого переселения народов сарматское искусство распространилось по Европе, где были обнаружены изображения, декорированные анималистическими мотивами.
«Звериный стиль» дохристианской Европы в отличие от собственно «звериного» отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм. В этом орнаменте трудно выявить отдельные изображения: все, кажется, сплетено в один тугой клубок. Этот орнамент лишен симметрии.
В Европе этот стиль развился у германцев, кельтов и скандинавов. Позже он перешел в христианскую культуру.
Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©
Фото:Государственный Музей Эрмитаж
|