Разделы галереи

Cтатьи об искусстве

Библиотека | Cтатьи об искусстве | Рококо

Рококо



Ланкре Никола. Дама и кавалер с двумя девочками в садуРококо (франц. rococo — вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес). Рококо — оригинальный художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой Половины XVIII века. То же, что стиль Людовика XV, так как совпадает с временем Правления этого короля (1720-1765). Рококо — один из самых известных «королевских стилей». Происхождение его названия и основных форм тесно связано с Понятием «рокайль».

В 1736 году французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон «Сын» опубликовал альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль и картелль». Картель - франц. cartelle от carte — карта, свиток бумаги. Но слово «рокайль» было тогда новым. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны — гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоемами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc — скала, камень, грот. Однако такая раковина существенным образом отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса. Она трансформировалась от строго симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину «морского гребешка», к более динамичной, барочной. К началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом — это, скорее, причудливый завиток с двойным С-образным изгибом. Поэтому и слово «рокайль» начинает обретать более широкое значение — странная, причудливая форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное; сокращенно иронично — «рококо». Так родилось название нового стиля.

В главном Рококо противоположно всей предшествующей эпохе. Если предыдущие художественные стили складывались в архитектуре и только затем распространялись в живописи, скульптуре, мебели, одежде, то Рококо, этот оригинальный плод изобретательности французского гения, сразу же возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. В то же время, будучи камерным, интимным стилем, он вышел за пределы Франции, и по влиянию на развитие европейского искусства его можно поставить в один ряд только с Готикой.

Рококо — это соединение жизнелюбия и пессимизма, радости и тоски, ощущения новизны форм и предчувствие конца. Главный вид изобразительного искусства — настенные панно, плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами — десюдепорты (франц. dessus-de porte — над дверью). Изменился заказчик картин. Если в эпоху Барокко и «Большого стиля» главными заказчиками были католическая церковь и королевский двор, то теперь состав любителей и ценителей живописи пополнился новой аристократией и представителями «третьего сословия». Ведущие живописцы стиля Рококо: А. Ватто, К. Жилло, Н. Ланкре, ф. Буше, О. Фрагонар. Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи — пастораль (франц. pastorate от лат. pastoralis — пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом: пастухи и пастушки одетые в богатые бальные наряды, на фоне природы, в обстановке полной свободы, покоя, среди цветов заняты чтением, игрой на свирели. Прозрачные намеки, сцены соблазнения — главные темы живописи Рококо.

Рококо — один из самых «формальных» стилей, в нем важнее не «что», а«как» делается художником, не что изображено в каждом конкретном случае, а каким образом это оформлено.

В одном ряду с эротическими сюжетами живописи Рококо можно поставить и многие произведения декоративно-прикладного искусства. К сожалению, они почти не дошли до нашего времени и известны лишь по литературным описаниям. К примеру, пересказанная братьями Гонкурами легенда об истории создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты».

Духовная опустошенность, эмоциональная усталость на закате эпохи Рококо, явившаяся естественным следствием крайнего напряжения. Чувственности, породила сентиментализм, Который как бы по инерции перешел в Следующую эпоху Просвещения, с точки зрения идеологии совершенно противоположную Рококо.



Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

Картина: Ланкре Никола. Дама и кавалер с двумя девочками в саду.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney