Способы обработки фаянса. Глазурь
Горшечная глина, даже после обжига, остается проницаемой для жидкостей и жиров, т. е. простая, неглазированная глина впитывает в себя влагу.
Основная задача глазури состоит в том, чтобы сделать сосуд абсолютно непроницаемым для жидкостей, также она придает глине гладкую, ровную поверхность, пригодную для раскраски.
Глазури или поливы состоят, главным образом, из кремнистого сланца с примесью различных окисей, служащих при плавлении связующим средством. Первые глазированные сосуды, появляются в Египте. Связующими средствами глазури на египетских фаянсовых сосудах служили сода и поташ. Глазурь окрашивалась в массе, насквозь, окисями металлов. В Египте, глазурь служила больше декоративным целям, об этом говорит большое количество дошедших до нас различных глазированных предметов украшения.
Древнейшая египетская глазурь применялась только в египетской и немного в восточной керамике, потому, что она удерживается только на родственной ей по составу массе, которая имеет искусственную примесь натуральной глины. С натуральной глиной, из которой сделаны европейские фаянсы, египетская глазурь не соединяется. При изготовлении европейского фаянса применялись и применяются только два рода полив: свинцовая и оловянная, которые были изобретены на Востоке.
Свинцовая глазурь получается при помощи примеси окиси свинца. Главное достоинство этой глазури состоит в том, что она удерживается на глине любого состава. Свинцовая глазурь прозрачна и бесцветна, как стекло, но может быть окрашена в массе, насквозь, окисями различных металлов, сохраняя, при этом свою прозрачность. Минус этой глазури состоит в том, что даже если свинцовая глазурь окрашена, через нее всегда виден тон сосуда, и более нежные, светлые тона не удаются. Данный минус был преодолен с помощью изобретения способа «ангобирования». Этот способ заключается в том, что до наложения прозрачной свинцовой глазури глиняный предмет покрывается тонким слоем белого ангоба, который состоит из белой глины и скрывает под собой естественный цвет самого предмета. Ангоб размешивается с водой в жидкую белую массу и наливается на просохшую, необожженную поверхность. В настоящее время, употребляется искусственный ангоб, состоящий из каолина, кварца и полевого шпата, т. е. из главных составных частей фарфора. Ангоб дал
возможность украшать предметы двумя способами. Первый заключался в росписи сосуда по белой поверхности и покрытии этой, расписанной поверхности неокрашенной, прозрачной глазурью. Второй способ заключался в том, что рисунок процарапывался на белой основе, таким образом, чтобы был виден натуральный цвет предмета, далее этот предмет покрывался окрашенной в массе прозрачной свинцовой поливой. Этот способ применялся итальянскими мастерами и носит название Сграфитто.
Фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, называются «полуфаянсами». Такое название указывает на техническое отличие этих фаянсов от «настоящих» фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью.
Родиной полуфаянсов является Восток. В XVI веке эта техника начала использоваться в турецкой керамике. Турецкие полуфаянсы, известные под ложным названием «родосские», являются самыми яркими произведениями керамики Востока, благодаря красоте своих красок.
Свинцовая глазурь до сих пор является любимым способом декорирования глиняных изделий на Востоке. На Западе этот способ достиг своего расцвета в Германии в XV и XVI веках, в работах семьи Гриш - фогель, а также во Франции, в фаянсах Бернара Палисси. Однако, вскоре эта техника перестает использоваться и в настоящее время применяется при изготовлении посуды для повседневного употребления, находящий сбыт только в деревнях.
Покрытие глиняной посуды белой основой стало лишним, когда 6ыла изобретена оловянная глазурь, путем добавления к свинцовой глазури окисей олова. Преимущества этой глазури состоят в том, что она непрозрачна, соответственно она скрывает цвет предмета, при этом она соединяется с глиной любого состава. Глиняные изделия, покрытые оловянной глазурью, принято называть «настоящими» фаянсами.
Изобрели оловянную глазурь на Востоке, а своего расцвета она достигла на Западе. Восточные мастера делали в основном «полуфаянсы», и пользовались оловянной глазурью достаточно примитивным способом. Они накладывали окрашенные в массе в различные цвета поливы, непосредственно на глину, одну рядом с другой. Европейские же «настоящие» фаянсы расписывались красками по сырой, непрозрачной, белой глазури. Этот способ изобрели итальянские мастера в XV веке, создатели знаменитых майолик.
Применявшийся итальянскими мастерами Возрождения способ расписывания красками глиняных изделий по непрозрачной, белой поливе состоял в следующем. После формования глиняный предмет подвергался легкому обжигу с целью приобретения необходимой твердости и сухости. Затем глазурная масса в виде порошка смешивалась с водой, пока не получалась белая, напоминающая но цвету молоко жидкость.
После того, как предмет обсох и остыл, его медленно окунали в глазурную ванну. Сухая глина немедленно впитывала воду, а глазурная масса в виде белого порошкообразного слоя оставалась на поверхности предмета, и на этом слое выводился рисунок водяными красками. Этот способ требует большого умения, уверенности, а также не позволяет делать исправления. После окончания росписи, предмет подвергался вторичному обжигу. При этом, для того чтобы защитить предмет от пламени, его помещали в специальную глиняную капсулу. Во время второго обжига, глазурь расплавлялась, и краски становились частью самой глазури. В этом заключается основное отличие итальянских майолик.
Вскоре, техника росписи фаянса по сырой глазури, стала казаться слишком трудоемкой. Новый, более легкий способ росписи нашли итальянские мастера конца XVI века. Они стали подмешивать к глазурной массе чистую белую глину, которая, соединяясь с глазурью, образовывала более густой, плотный фон для росписи, который позволял облегчить работу. Этот новый способ имел один недостаток. Краски при вторичном обжиге, не соединялись также как при росписи по сырой глазури, и все тона получались тусклыми.
Благодаря этому недостатку, итальянские мастера изобрели новый способ, который устранял эту проблему. Они стали до вторичного обжига покрывать сосуды вторым прозрачным глазурным слоем. В результате, рисунок оказывается между двумя глазурями: одной - белой, оловянной и другой - прозрачной, свинцовой.
В XVII веке у фаянса появился серьезный конкурент – фарфор и для того, чтобы краски фаянса могли конкурировать с богатством красок фарфора, был изобретен третий способ росписи фаянса. Этот способ заключался в следующем. Предмет подвергался легкому обжигу, затем опускался в непрозрачную глазурную ванну, откуда он сразу отправлялся в печь для вторичного, высокого обжига и только потом, мастер приступал к росписи. После окончания росписи предмет подвергался третьему, совсем легкому, обжигу, во время которого глазурь уже больше не расплавлялась. Исполненная таким образом живопись называется «муфельной», потому что, третий обжиг производится в особого рода муфельных печах. Благодаря этому способу была обогащена красочная палитра.
Благодаря изобретению итальянских мастеров, европейский фаянс окончательно освободился от восточных традиций и вместе с тем было положено прочное основание для его дальнейшего развития. Начиная с итальянских майолик, отличительным признаком европейского фаянса становится роспись по белому необожженному глазурному фону, пока в XVIII веке она не заменяется муфельной живописью. На Востоке же до сих пор применяются, в основном, окрашенные в массе прозрачные свинцовые поливы.
Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©
Фото:Государственный Музей Эрмитаж
|