Разделы галереи

Читальный зал < Постимпрессионизм < Страница 4



Обзор постимпрессионистской живописи заключим именем необыкновенного художника и необыкновенного человека - Винсента Ван Гога.

Ван Гог - голландец и жил в Голландии до 33 лет; всего четыре года своей короткой жизни он провел во Франции, но эти годы составляют половину, и самую значительную, его творческого пути, продолжавшегося лишь одно десятилетие. До 27-летнего возраста Ван Гог не был художником и даже не помышлял о том, хотя любил искусство с юности, пристрастившись к нему, когда работал младшим продавцом в салоне художественной фирмы Гупиль. Но своим настоящим призванием он считал священнослужительство, проповедь Евангелия среди бедняков. Именно и только среди бедняков. В этом он видел вернейший путь служения обездоленным людям - нести им духовный свет, зажечь луч утешения и надежды. Человек экспансивный и страстный, ни в чем не признающий половинчатости, Ван Гог преследовал свою цель самозабвенно. После многих попыток, срывов и неудач ему удалось получить место евангелического проповедника в шахтерском поселке в Боринаже, на юге Бельгии. Не довольствуясь чтением проповедей, Ван Гог сблизился с шахтерами, ухаживал за больными, присматривал за детьми, отдавал последнюю рубашку нуждающимся и наконец вступил в конфликт с администрацией шахт во время забастовки углекопов - забастовки, перераставшей в восстание. В итоге беспокойный молодой проповедник был снят с должности церковным начальством, которому он давно уже досаждал своим неуместным максимализмом. Ван Гог остался без дела, без средств и продолжал жить в Боринаже на положении люмпен-пролетария. Вот в эту страшную, голодную зиму 1880 года, пережив глубокий душевный перелом, он и принял решение — порвать с церковью и посвятить себя искусству. Искусство мыслилось ему как продолжение апостольской миссии, как служение людям; посредством искусства он хотел поведать о жизни тех, кто трудится под землей и на земле, — о шахтерах, крестьянах, ткачах, рыбаках, дровосеках: "...так нарисовать эти еще неизвестные или почти неизвестные типы, чтобы все познакомились с ними".

Начинать приходилось с азов — 27-летний Ван Гог не умел рисовать; робкие наброски, которые он время от времени делал раньше, были жалостно неуклюжи и, казалось, не свидетельствовали о природной одаренности. Он и не уповал на талант, а только на упорство, терпение и бесконечный труд; любил сравнивать себя с пахарем, который прокладывает свою борозду в каменистой, неподдающейся почве. Работал самоучкой, если не считать двух месяцев занятий под руководством голландского живописца Мауве; постоянно жестоко нуждался — ему давала возможность кое-как перебиваться только помощь младшего брата Тео, который служил в художественной фирме Буссо и Валадона в Париже. Братья все время переписывались, — письма Винсента, составившие четыре больших тома (они были изданы к столетию со дня его рождения), дают неоценимый материал для изучения его жизни и творчества.

Первые два года он не занимался живописью, а только рисованием, полагая, что "рисунок - становой хребет живописи" и надо им овладеть, прежде чем переходить к работе красками. Это был первый зарок, данный им самому себе, а второй — рисовать, прежде всего, и больше всего человеческие фигуры в движении, ибо они - ключ ко всему остальному, в том числе и к пейзажу. Надо "смотреть на иву, как на живое существо", "когда рисуешь дерево, трактовать его как фигуру". Он рисовал землекопов, сеятелей, метельщиков улиц, рыбаков, рабочих на торфяных разработках, стариков и старух жителей богаделен, - словом, "людей в деревянных башмаках"; ничто не интересовало его больше, чем эти люди. "В мире существует много великого — море и рыбаки, поля и крестьяне, шахты и углекопы" - таково было его убеждение, пронесенное через всю жизнь. Надо ли удивляться, что его рисунки не находили сбыта. Между тем уже в 1882-1883 годах, работая в то время в Гааге, Ван Гог вырос и мощного рисовальщика — и только тогда приступил к живописи маслом. Вершиной его голландского периода стали следующие два года, проведенные в Нюэнене - селе северного Брабанта, где жил тогда его отец, протестантский пастор. Здесь Ван Гог написал 190 живописных полотен, в том числе знаменитых "Едоков картофеля", сделал около 240 рисунков, продумал и теоретически сформулировал живописные принципы, которые впоследствии применил на практике, работая на юге Франции, в Провансе.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 Амстердам, Государственный музей Ван Гога


В Нюэнене Ван Гог хотел быть, и был крестьянским художником: крестьянской теме прямо посвящены фигурные композиции и портреты, косвенно — и пейзажи и натюрморты (пейзажи сельского кладбища, пасторского сада, натюрморты с крестьянской утварью, с птичьими гнездами). "Едоки картофеля" — картина, над которой художник работал так долго и истово, как ни над одной другой, ни прежде, ни впоследствии, — изображает трапезу крестьянской семьи в темной хижине, при свете керосиновой лампы. Слово "трапеза" здесь уместнее, чем "ужин", потому что поедание картофеля из общего большого блюда и разливание кофе совершаются в суровом молчании, как ежевечерний ритуал. Эти люди с грубыми, топорными лицами, вкушающие плоды своего дневного труда, не смотрят друг на друга и не испытывают потребности в разговоре - они и без того накрепко объединены, как зерна в одном колосе, как пчелы в одном улье. Это человечье гнездо, семья, род - исконное сообщество, на котором держится хозяйство, а значит, и само существование крестьянина. Передан мрачный уют гнезда" — аскетического жилища, где нет ничего, кроме насущно необходимого, и едва виднеется распятие на стене. Чадящий огонек лампы не рассеивает полумрака хижины, но создает трепетную игру озаренных и затененных частей, выделяя бугристый рельеф лиц и рук, подобный коре старого дерева или растрескавшейся земле. "Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди", - говорил Ван Гог. "Не исключено, что у меня вышла настоящая крестьянская картина. Я даже знаю, что это так. Тот же, кто предпочитает видеть крестьян слащавыми, пусть думает, что хочет". Надо заметить, что художник до конца дней считал "Едоков картофеля" одним из главных своих достижений.

Картина темна по колориту и теперь еще больше потемнела от времени, но не монохромна: она как бы сплетена из разноокрашенных нитей и выглядит богато переливчатой. Сюда присоединяется фактурный эффект - шероховатая благодаря пастозно наложенным краскам поверхность полотна вибрирует и живет, отсвечивает бликами, рефлексами среди густых теней. Уже в это время Ван Гог напряженно размышлял об эмоциональной роли цвета, о возможностях, заключенных в контрастах и взаимодействиях дополнительных цветов спектра, а также о "произвольном колорите", то есть о том, что красочная гармония картины представляет собой аналог природной гармонии, но краски живописца не обязаны совпадать с красками природы. Оторванный от художественной среды, не имевший тогда еще никакого понятия о новациях импрессионистов, "крестьянский художник" сам доходил до смелых и новых идей. На этом пути его вдохновляли старые мастера, а особенно Делакруа, с его пламенеющими, красочными аккордами.

Но все это требовало проверки и кристаллизации, а в деревне не было ни художников, ни картин. Хотя Ван Гога сильно соблазняла мысль поселиться в деревне навсегда, жить жизнью крестьян, он настоятельно нуждался в притоке новых художественных впечатлений, в общении с товарищами по искусству. Он отправился сначала в Антверпен, а потом в Париж, к брату. Покидая Голландию, Ван Гог был уверен, что это только на время, что, набравшись опыта, он вернется на родину. Но вернуться ему не пришлось.

Лавина новых впечатлений обрушилась на него в Париже. Через посредство Тео он свел знакомство и с импрессионистами старшего поколения (доброжелательный Писсарро принял в нем участие), и с неоимпрессионистами — Сера и Синьяком, и с Лотреком и Гогеном.

Живопись импрессионистов, впервые увиденная, сначала разочаровала Ван Гога, но вскоре он ее оценил и в ускоренном темпе прошел импрессионистскую школу — писал множество пленэрных пейзажей и натюрмортов с букетами цветов, добиваясь светлого, красочного, сверкающего колорита. Это далось ему сравнительно легко. Зритель, входящий в зал, где висят парижские полотна Ван Гога, оказывается в лучезарном саду: цветут бело-розовые деревья, расстилаются золотые хлеба, лодки скользят по голубым волнам, и всюду розы, ирисы, маки, пионы. Прежний Ван Гог, сумрачный и драматический, как бы исчез. Но это не так - он только затаился на время. Все эти сияющие вещи были для него не более чем штудиями: он рассматривал их как тренировку, чтобы "приучить себя к иной, не серой шкале красок". "Надеюсь, что позже, когда я смогу найти подходящие модели для своих фигур, я еще докажу, что способен на кое-что получше, чем зеленые пейзажи и цветы", - писал Винсент из Парижа сестре. "Фигурной" живописью, столь им любимой, он в Париже не занимался: здесь не было "подходящих моделей", то есть "людей в деревянных башмаках"; его отталкивал "аромат рисовой пудры"; Париж оставался ему чуждым, как когда-то чужим чувствовал себя в Париже Милле.

По существу, Ван Гог переживал здесь тяжелый душевный кризис, о чем неоспоримо свидетельствует большая серия автопортретов, созданная тогда же.

Здесь, в Париже, он получил прививку скептицизма, органически чуждого серьезной, страстной натуре проповедника, хотя оправдываемого его проницательным аналитическим умом. Человек прозорливый, он понял, что апостольская социальная миссия искусства, на которую он возлагал столько надежд, не может осуществиться в современном обществе. Общество отворачивается от своих лучших художников, а их интересы поэтому замыкаются на самом искусстве, не находя выхода вовне, не находя общего языка с окружающими людьми. Современный художник обречен на изоляцию от "настоящей жизни" - эта горькая мысль не покидала Ван Гога и буквально сводила его с ума: его преследовали кошмары, начались головокружения - первые симптомы душевного заболевания, которое проявилось позже. Для Ван Гога, по его собственным словам, не было "ничего более художественного, чем любить людей". Если уж художники обречены на положение изгоев, то пусть они, по крайней мере, любят друг друга, пусть образуют сообщество, братство, наподобие братства буддийских монахов, где они будут трудиться для будущего. Раздоры и рознь между художниками приводили Ван Гога в отчаяние. Он стал лелеять мысль об их сплочении, единении, но где его можно осуществить? Не в Париже, где царит суета, скорее, на юге, среди щедрой и прекрасной природы. Эти мечты о юге сплетались у Ван Гога с его увлечением японским искусством и вообще Японией, о которой он знал мало, но которая представлялась ему, судя по японским гравюрам, обетованной страной, где художники не разъединены с народом.

Начало:
Постимпрессионизм страница 1
Постимпрессионизм страница 2
Постимпрессионизм страница 3

Далее:
Постимпрессионизм страница 5




Реферат подготовлен Слезкиной Ольгой. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. © 2006

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney